Рубрика: Инструменты управления

Что такое ЦКП и как его сформулировать?

 

Содержание:

  1. Почему Важно знать свой ЦКП?
  2. Как правильно написать ЦКП?
  3. В какой последовательности формулировать ЦКП для сотрудников и отделов?
  4. Как внедрить ЦКП?
  5. Бонус — таблица с примерами ЦКП отделов и должностей.

 

ЦКП — ценный конечный продукт — это тот самый результат, который Вы ждете от сотрудника, отдела или компании, за что Вы платите деньги.

В этом названии каждое слово имеет значение. Это именно ценный продукт, законченный. Это ни в коем случае не процесс делания, а именно результат. Ниже рассмотрим примеры.

В конце статьи будет дополнительная таблица с примерами ЦКП, которые люди чаще всего ищут в интернете.

У каждого сотрудника и компании в целом должен быть ценный конечный продукт. И сотрудники обязательно должны его знать.

1. Почему важно знать свой ЦКП?

Проверено на практике — если сотрудник не знает свой ЦКП, то он никогда не сделает нужный результат!

Например, ЦКП бухгалтера — корректные и своевременные отчеты, принятые контролирующими органами.

Можно долго делать эти самые отчет, но отправить их не вовремя, да еще и с ошибками. При этом бухгалтер думает: «Ну я же работаю!». Да, но нам то нужен ценный конечный результат, а не сама работа.

И так во всём. В маркетинге, продажах, производстве.

Менеджер по продажам должен давать свой ЦКП — выполненный план продаж, поступление денег на счет. Он может сколько угодно вести переговоры, оформлять договора, но если в итоге план продаж не выполнен, то значит нет ценного конечного результата!

Поэтому, когда берем сотрудника на работу, то нужно ему четко сказать — что конкретно нам требуется от него. Сформулировать ЦКП как можно точнее.

2. Как правильно написать Ценный Конечный Продукт (ЦКП).

При формировании ЦКП для каждого сотрудника или группы сотрудников нужно учитывать следующие критерии:

  • ЦЕННЫЙ — Результат труда должен быть действительно ценным. Либо для внешнего потребителя, либо для внутреннего.  Например, снабженец должен не просто заполнить склад материалами для производства, а подобрать качественные материалы, закупить их по выгодной цене и вовремя поставить на склад.
  • КОНЕЧНЫЙ — Результат должен быть законченным. Его не нужно доделывать.  Например, для зама по производству –  качественная продукция в нужном объеме, принятая контролером ОТК, отгруженная в установленный срок. Если контролер не принял партию, то мы не считаем её выполненной, а значит ЦКП не достигнут.
  • ПРОДУКТ — Этот результат случился не сам по себе, а достигнут именно усилиями человека. Конструктор разработал чертеж, снабженец вовремя закупил нужный товар по выгодной цене, менеджер по продажам заключил договор с клиентом и так далее.
Для примера: наш ЦКП – это внедренные инструменты управления на предприятиях заказчика. Владелец, руководители и сотрудники обучены и применяют внедренные инструменты, нагрузка на владельца снизилась, прибыль выросла.

3. В какой последовательности формулировать ЦКП?

Формулировка ЦКП

3.1 Сначала сформулируйте ЦКП для всей компании.

Это обычно точная формулировка продукта, за который компания получает деньги. Здесь нельзя писать «Выполненный план по прибыли или по доходу». Рынок Вам платит не за то, что компания приносит прибыль, а за конкретный продукт.

Например, для строительной компании ЦКП может звучать так: «Долговечные, удобные и эстетичные дома, готовые к эксплуатации и принятые их новыми владельцами».

В конце статьи есть таблицами с примерами для разных видов бизнеса.

3.2 Напишите ЦКП подразделений.

Это результат группы людей. Лучше группировать подразделения по их роли в бизнесе и для них прописывать ценные конечные продукты. Если у Вас сейчас всего несколько человек в компании и они занимаются всем подряд, то для такой группы Вы НЕ напишите достойный ЦКП. Поэтому еще раз — ЦКП подразделений пишем для логически отдельных групп.

Примеры ЦКП отделов.

Отделения и службы Примеры ЦКП
Служба персонала Своевременно нанятые и введённые в должность сотрудники, хорошо производящие свои продукты.
Отдел продаж Доход компании больше, чем расход. Поступление выручки в заданном объеме.
Отдел маркетинга Преданные заявки в отдел продаж в заданном количестве по оптимальной цене
Бухгалтерия Корректные и своевременные отчеты, принятые контролирующими органами.
Производство Произведённые продукты компании в установленном объеме в заданный срок
Департамент развития (Пиара, PR) Широкая известность, расширяющаяся область деятельности и новые клиенты компании.


3.3 Напишите ЦКП для каждой должности.

Это уже результат конкретного сотрудника. Если у Вас в отделе всего один сотрудник, например один маркетолог, то его ЦКП будет равен результату всего отдела. А если в подразделении несколько человек, то нужно детально прописать ожидаемые результаты от каждого сотрудника.

Допустим, в подчинении у маркетолога есть специалист по рекламе, дизайнер и SMM специалист.

Тогда их ЦКП могут выглядеть так:

Должность ЦКП
Специалист по рекламе Качественные лиды (заявки) в достаточном количестве, полученные по оптимальной цене и переданные в отдел продаж
Дизайнер Дизайнерские макеты и креативы, которые нравятся целевой аудитории и вызывают желание купить
SMM специалист Публикации в социальных сетях, получающие нужное количество реакций и обращений от потенциальных клиентов

Главный принцип такой: все вместе ценные конечные продукты отделов и должностей направлены на получение самого главного результата — ЦКП всей компании!

4. Как внедрить ЦКП?

Почему же многие сотрудники и даже руководители не знают или не понимают свой ЦКП?  Да все очень просто — их этому не обучили. Никто не объяснил сотрудникам цель, миссию и ЦКП всей компании. Соответственно сотрудник не ощущает себя частью команды, не понимает какой от него требуется результат.

Но как же поступить на практике?

На самом деле, чтобы сотрудники начали работать на результат одного только знания ЦКП не достаточно. Давайте разберемся, как в реальной жизни добиться, чтобы сотрудники не только знали свой ЦКП, но и выполняли его, стремились к результату КАЖДЫЙ ДЕНЬ!

Видео с Rutube

4.1 Сформулированные ЦКП нужно вписать в ОРГАНИЗУЮЩУЮ СХЕМУ.  Это очень мощный инструмент. Оргсхема объединяет в себе все функции, которые выполняются в компании — продажи, маркетинг, учет финансов, найм и адаптация персонала, производство продукции (услуг), контроль качества и работа над имиджем компании.

Со своими заказчиками мы вписываем в оргсхему ЦКП всех сотрудников  — то есть кратко пишем результат, который от них требуется. Вот пример — фрагмент организующей схемы реально существующей компании (Клининговые услуги).

Это отдел продаж.

Фрагмент оргсхемы

О том, как автоматизировать работу с оргсхемой можете прочитать в отдельной статье.

На фрагменте видно —  в оргсхеме мы прописываем функции и ЦКП, сотрудников, а так же всего отдела. Указываем ФИО ответственного.

Такое краткое и наглядное представление помогает сотрудникам лучше понимать свои обязанности.

4.2 Далее, ЦКП должен быть прописан в должностной инструкции. Кроме того, в должностную инструкцию следует включить организационную структуру компании и отметить на ней место сотрудника чтобы он понимал — кому подчиняться и с кем взаимодействовать. О том, как правильно разработать должностную инструкцию не «для галочки», а чтобы действительно распределить обязанности, читайте в этой статье — "Как разработать должностную инструкцию?". Каждый сотрудник обязан с ней ознакомиться под роспись и, желательно, сдать экзамен на знание своих обязанностей и ЦКП.

4.3 Ну и конечно, с коллективом нужно работать — разъяснять цели компании. До каждого нужно донести, что его маленький вклад очень важен для общего результата организации.

Если каждый руководитель и сотрудник предприятия будет знать общую цель компании, а также понимать, что конкретно требуется от него, то предприятию будет легче добиться выполнения своего плана на 100%. Также не стоит забывать и о мотивации сотрудников. Каждый из них, при достижении ЦКП, должен получать достойную оплату труда.

4.4 А чтобы результат труда (ЦКП) можно было измерить применяют систему статистик. Их разрабатывают для каждого отдела и конкретного сотрудника. При разработке статистик как раз и потребуются те самые «ценные конечные продукты». Их мы будем использовать чтобы оцифровать результаты деятельности сотрудника.

На практике лучше всего  работает комплексный подход. Размер оплаты труда сотрудника должен зависеть от выполнения личных показателей и прибыли компании. О том, как платить именно за результат, а не за процесс можете прочитать в этой статье.

В современных условиях владельцы бизнеса понимают, что платить за «часы в офисе» нельзя. Нужна эффективная и понятная система управления, основанная на достижении сотрудниками конкретных результатов.

За 5 лет мы помогли уже более 200 компаниям внедрить инструменты системного управления. Есть опыт работы с производственными и торговыми компаниями, из сферы строительства, проектирования и всевозможных услуг.  Скачивайте презентацию с кейсами по внедрению системного управления!

Результатом совместной работы является:

  • Повышение эффективности работы сотрудников,
  • Больше свободного времени у собственников,
  • Рост прибыли,
  • Рост стоимости бизнеса.

Еще несколько примеров ценных конечных продуктов.

В таблице приведены примеры ценных конечных продуктов, которые часто ищут в интернете. Но более точно можно сформулировать ЦКП для каждой должности можно только зная все должностные обязанности сотрудника.

Подразделения и должности Примеры ЦКП
Для всей компании Торговая компания:
Розничные точки, обеспеченные оптимальным ассортиментом продукции, которая пользуется большим спросом у потребителей
Производственная компания:
Изделия из металла высокого качества, используемые широким кругом профессионалов при строительстве сооружений по всей России
Ресторан:
Вкусные, безопасные и красиво оформленные блюда и напитки, предоставленные жителям и гостям города в  комфортной обстановке
РОП Менеджеры по продажам, выполнившие план продаж по отделу
Менеджеры по продажам Выполненный план продаж
Менеджер по персоналу (HR) Организация полностью укомплектована  продуктивными сотрудниками, хорошо знающими как выполнять свою работу
Главный бухгалтер Сохраненные и учтенные денежные и материальные активы компании. Отсутствуют претензии от налоговых органов.
Отдел снабжения Вовремя закупленные  качественные ТМЦ по оптимальным ценам
Помощник (ассистент) руководителя Освобожденное время руководителя
Начальник производства Выполненный план производства в установленный срок с оптимальными затратами
Отдел технической поддержки Бесперебойно работающая техника и программное обеспечение
Юридический отдел Находящаяся в безопасности компания с содействующим окружением
Логист Своевременно доставленные ТМЦ по оптимальной цене

С уважением, Елена Масалова  - основатель и руководитель  консалтингового агентства «Цифровое управление».

Если хотите изнутри увидеть, как работает система управления в бизнесе, то записывайтесь на бесплатную онлайн консультацию (40 минут в Zoom). Наш специалист свяжется с Вами и согласует удобную дату и время консультации: