Рубрика: Управление производством

Как сэкономить 1,5 млн р в год за счет снижения потерь?

Компании, работающие в одной сфере производства, выпускают аналогичную продукцию. Используется при этом одинаковое сырье и материалы, схожие технологии изготовления и сбыт ведется в одном сегменте рынка. Но почему-то результаты работы у всех разные. В успешных компаниях качество продукции выше, чем у менее удачливых конкурентов, а себестоимость производства существенно ниже. Соответственно и прибыль у лидеров рынка выше, чем у конкурентов.

Если ваша компания пока находится на стадии развития, либо устаревшие технологии и системы управления не дают вам вырваться в лидеры – эта статья будет для вас максимально полезна. Из неё вы узнаете:

  • Как при помощи системы управления потерями добиться реальной экономии ресурсов и снижения себестоимости своей продукции.
  • Как на законных основаниях удерживать затраты на возмещение брака с виновных, тем самым мотивируя их повышать качество своей работы и сводить процент брака к нулю.
  • С помощью каких инструментов можно управлять рисками.

Система управления потерями: как это работает?

Создание эффективной системы управления потерями на Вашем предприятии, независимо от отраслевой принадлежности, происходит в несколько этапов:

1. Расчет и установка нормативов производственных доходов и расходов.

Устанавливать нормативы доходов удобнее на группы типовых продуктов. Этот метод подходит для предприятий, которые производят не 3-4 наименования продукции, а имеют большой ассортимент. В одну типовую группу будут входить несколько наименований изделий, схожих по внешним, конструктивным и технологическим признакам.

Примеры групп:

 «зубчатые колеса массой от 350 до 500 кг»,

«валы в сборе с зубчатыми колесами, массой 1200-1500кг»,

«сборочные конструкции без механообработки»

«сборочные конструкции с механообработкой»

 

На каждую типовую группу необходимо рассчитать нормативы доходов по следующим показателям:

  • Цена продаж за 1 тонну/м3/кг/метр и т.д.
  • Прибыль на 1 рубль товарной продукции
  • Трудоемкость в нормо-часах на выпуск 1 тонны/м3/кг/метра и т.д.

 

Нормативы расходов делятся на 3 большие группы:

  • материалы
  • зарплата основных рабочих
  • накладные расходы.

Материалы и зарплата основных рабочих – это прямые затраты, которые напрямую включаются в себестоимость продукции. В накладных расходах необходимо выделить постоянные и переменные. Переменные будут зависеть от объемов производства, а постоянные затраты из месяца в месяц не меняются и включаются в нормативную смету фиксированной суммой.

По всем видам расходов следует вывести нормативы на 1 тонну/м3/кг/метр и т.д.

Нормативы доходов и расходов мы устанавливаем для того, чтобы фиксировать отклонения фактических показателей от нормативных. Эти отклонения и будут являться потерями.

2. Систематизация производственных потерь.

Чтобы вести эту работу системно и комплексно, необходимо нормативные показатели внести в информационную среду и в ней же производить сбор фактических показателей. Таким образом, система сама будет фиксировать отклонения в режиме он-лайн.

В ходе анализа отклонений  как правило выявляются 3 основные группы производственных потерь:

- перерасход ресурсов (материалов, фонда заработной платы, электроэнергии и т.д.);

- потери, связанные с браком в производстве;

- простой оборудования.

Потребуется усилить контроль за браком – одной из главных причин производственных потерь. Создать автоматизированную систему учета брака с расчетом его себестоимости, разработать порядок законного возмещения потерь за счет виновных. Подробнее о возмещении брака с виновных можно прочитать здесь.

Другой причиной потерь на производстве являются простои, возникающие из-за неравномерной загрузки рабочих центров, неисправного оборудования, отсутствия инструмента или некачественного планирования. Эти причины также подвергаются анализу, выявляются пути их устранения. Подробнее об оплате простоя за счет виновных подразделений можно прочитать в отдельной статье.

3. Постоянный анализ потерь, их учет и контроль.

Систематизировав потери, а также их причины, руководящему звену предприятия будет легче их выявлять и устранять в оперативном режиме. Будут видны истинные причины потерь и виновники. При этом не потребуется много времени и сил, поскольку работа будет вестись в автоматическом режиме. Система собирает статистику по фактам потерь (браку, простоям, перерасходу ресурсов и т.д.) и показывает наглядную картину за выбранный период.

Преимущества использования системы управления потерями.

Уже на первом этапе внедрения системы управления потерями Вы реально начнёте понимать, чего не хватает вашей компании для активного роста и развития. При полном внедрении системы в жизнь, автоматизации анализа и учета ваших потерь, вы увидите на практике реальную причину завышенных расходов и как следствие снижения выручки и чистой прибыли.

Эффект также буде заметен и в области управления и мотивации персоналом. Ваши работники на практике увидят, как их личный вклад влияет на общий результат производства, и как личные ошибки, недобросовестность или невнимательность уменьшают их собственную зарплату.

Чтобы реально управлять своими рисками, нужно сначала найти источник потерь. В этом вам поможет консалтинговое агентство «Цифровое управление». Мы предложим вам комплекс мер по управлению потерями и их устранению, приняв которые вы сможете экономить до 1,5 миллионов рублей в год.  Например:

При ежемесячном выпуске продукции на 20 млн. р.  и среднем количестве потерь на брак 3-5% Ваши ежемесячные издержки составляют около 0,6 - 1 млн.р.  На внедрение системы уходит 2-3 месяца и 1 на тестовый запуск. После перехода на промышленную эксплуатацию система позволит снижать издержки и возмещать суммы потерь с виновных. Даже если будут возмещены не 100% потерь, а только 30-50 %, то  экономия составит  1,5 - 2 млн.р. в год.

Вы так же можете посмотреть видео, где я рассказываю о цифровой системе управления потерями.

 

С уважением, Елена Масалова – основатель и руководитель консалтингового агентства «Цифровое управление».